Меню
16+

Официальный сайт газеты «Степная нива» Баганского района Новосибирской области. Общественно-политическая газета Баганского района Новосибирской области, издаётся с 1935 года.

28.01.2014 12:07 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 23.01.2014 г.

Хочешь быть модным — читай!

Автор: Даша Кулешова, ученица 6 «а» БСОШ №1. Фото автора.
Этим слоганом встречает каждого своего читателя баганская детская библиотека. Наверняка, многие школьники не раз перечитывали его, посещая это учреждение. Но, к сожалению, есть и те, кто в последний раз был в библиотеке, когда учился в начальной школе.

«Читая, человек переживает века», — сказал когда-то русский писатель Александр Герцен. Книга — это своеобразный портал между веками. Ведь каждый раз, открывая ту или иную книгу, мы добровольно проживаем чужую жизнь. И каждый раз мы с восхищением ожидаем, чем же закончатся приключения героя. Чтение пробуждает в людях то лучшее, что усыпляет в них телевидение и компьютер. Погружаясь в ту или иную книгу, мы представляем события, о которых говорится в ней. Они не представляются нам разжевано и четко, как в фильме. Читая, мы можем представить героя и мир, в котором он находится. Книга не ограничивает нас. Она дает крылья нашей фантазии и воображению. Заставляет думать, а не просто потреблять все с голубых экранов.
Никого уже не удивляет тот факт, что современные дети практически не знакомы с книгами. В лучшем случае мы читаем комиксы и журналы.
Мною проводилось анкетирование учеников 2, 6, 11 классов баганской средней общеобразовательной школы №1. На вопрос: «Стоя перед выбором — интернет или книги, что бы вы выбрали?»,   книги выбрали 100% учащихся начальной школы, 20 % учеников 6 класса и ни одного ученика  из выпускного класса.
— В настоящее время в баганскую детскую библиотеку записано 650 человек, активными читателями являются  лишь 150 человек. Это ученики начальной школы, — соглашается заведующая детским отделом ЦБС Татьяна Ивановна Вальц.
Так почему же с каждым следующим годом все больше и больше ребят отворачиваются от книг? Нет интересных заданий от учителей литературы? Отсутствуют познавательные и захватывающие мероприятия со стороны работников библиотеки? Может быть, не хватает современных книг? С вопросом: «Что,  по вашему мнению, должны сделать работники библиотеки, чтобы вы ходили туда чаще?» я обратилась к ученикам. Ребята из 2 класса жалуются на отсутствие новых интересных книг. Именно книг, а не журналов и газет. И с ними согласны 40 % учеников 6 класса и 80 % учеников 11 класса.  «Зайдешь в книжный магазин, а там столько ярких красивых книг. К каждой хочется прикоснуться, прочитать ее. И совсем другая ситуация в библиотеке. К тому же остается совсем мало времени на поиск и чтение именно «той» книги. Гораздо проще погуглить», — вот стандартный ответ большинства старшеклассников.  
— На сегодняшний день фонд нашей библиотеки составляет около 22 тысяч книг,   а также 20 видов периодических изданий, которые обновляются раз в полугодие, —  говорит Татьяна Ивановна.
«Было бы здорово, если бы за каждую прочитанную книгу давали бы конфеты и шоколадки» —  как ни странно, но 30% учеников 6 класса предложили именно этот выход из положения.
—  Периодически в библиотеке проходит мероприятие «Читающий автобус». Мы украшаем автобус, наряжаемся сами и рано утром встречаем учеников из сел. По дороге в школу мы устраиваем различные конкурсы, викторины, по итогам которых раздаем призы и подарки. Так что это вполне осуществимо, — делится со мной Татьяна Ивановна. — А еще, осенью мы проводили флеш-моб «Как пройти в библиотеку?». Тоже наряжались и спрашивали у прохожих,  как пройти в библиотеку?  Ответы были самые разные. Это была своеобразная акция по привлечению читателей, а также опрос жителей Багана относительно работы библиотеки. У нас много интересных задумок на наступивший новый год, они тоже направлены на рост читательского интереса к библиотеке.
«Совсем неплохо было бы организовать в библиотеке Интернет-залы. Это привлекло бы в нее новых постоянных посетителей», —   считают 20% учеников 11 класса.
«Ускорился не только темп жизни современного человека, но и процессы мышления. С детства человек привыкает поглощать огромное количество информации. Просто посмотрите любой детский мультик и увидите, сколько событий там происходит за одну минуту. Взрослому человеку подчас даже сложно успевать за ходом событий, тогда как для сегодняшнего малыша не составляет труда воспринимать даже самые мелкие детали буквально за долю секунды.
Значит, дети уже привыкли к быстрой смене событий, к активности действий. А теперь представьте, каково такому ребенку читать классический роман девятнадцатого века, в котором события развиваются неспешно, повествование полно ответвлений и ненужных ребенку деталей. Разумеется, им сложно набраться терпения и прочитать от корки до корки «Анну Каренину», ведь всю эту историю можно было бы уместить в полуторачасовой фильм»,  — считает учитель начальных классов Ирина Анатольевна Шклярова.
Для справки: за день семь ведущих каналов ТВ показывают: «160 драк, 202 убийства, 6 ограблений…   39 раз по ТВ нецензурно бранились, рассказали 302 негативные новости» (по статистике журнала «Русский Дом», май 2012 г.).
«Стараемся как можно чаще ходить классом в библиотеку. На уроках чтения мои учащиеся рассказывают о прочитанных произведениях, приносят новые книги, журналы, которые покупают им родители. Мой совет родителям, читайте деткам, читайте с детками — так вы выработаете культуру чтения, воспитаете уважение к книжному слову. Ребенок, которому читают в детстве, как правило, и во взрослой жизни зачитывается различными произведениями, а это означает, что он вырастает грамотным и начитанным человеком, с которым всегда интересно и есть о чем поговорить»,  —  продолжает Ирина Анатольевна.
«Некоторые родители жалуются, что дети стали неуправляемыми, а их поведение буквально «сводит с ума». Современным детям не хватает дисциплины и… чтения. Читайте сами, и этим вы покажете пример своим детям. Ведь читают взрослые – читают и дети, а не наоборот!», — поддерживает коллегу учитель русского языка и литературы Ирина Анатольевна Куценко.
Значит, чтение все-таки важно и нужно. Это понимают все: и взрослые и дети. Только почему-то получается как в  басне Крылова про лебедь, рака и щуку: взрослые стараются, что-то придумывают, мы тоже придумываем… отговорки, чтобы не читать, не ходить в библиотеку. Выходит, что пока мы маленькие, мы читаем каждый день. Точнее,  нам читают родители, подрастаем, начинаем читать сами, по привычке тоже каждый день. Но потом ленимся день, другой,  ссылаемся на занятость и все, все потеряно?
Ученики не очень-то любят участвовать в чем-то, приготовленном взрослыми. Им надо творить самим. А что если в школах, в библиотеках организовать кружки из активистов, которые и будут устраивать всевозможные тематические вечера, готовить и нарезать только им понятные и этим интересные флеш-мобы на заданные акции или прочитанные произведения,  будут проводить викторины  с призами по прочитанным произведениям?
Большинство из нас каждый день заходит в Дом детского творчества, обходя дверь библиотеки стороной, при этом жалуется на отсутствие времени и незнание о мероприятиях, проводимых работниками библиотеки. Нужно,  чтобы эта дверь стала родной. Чтобы за ней скрывались не только книги, скрывалась возможность творить.
Даша Кулешова,
ученица  6 «а»  БСОШ №1.
Фото автора.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

48